Замена ветрового стекла, стекол боковин и двери задка * Чтобы вынуть поврежденное ветровое стекло, снимите рычаги стеклоочистителей, заправьте кромки уплотнителя вверху за фланец проема кузова и, нажимая на верхние углы стекла, выдавите его наружу. При этом помощник должен поддерживать стекло снаружи. Снимите со стекла уплотнитель.
* При установке ветрового стекла промойте водой пазы уплотнителя и продуйте сжатым воздухом, наденьте уплотнитель на стекло, смажьте паз уплотнителя, которым он устанавливается на фланец кузова, глицерином или мыльной водой. В паз при помощи отвертки вложите шнур, установите стекло в проем кузова и натяните концы шнура изнутри кузова, чтобы уплотнитель сел на место. Помощник должен слегка надавливать на стекло снаружи. Если стекло не устанавливается, проверьте проем кузова, используя стекло без уплотнителя. Отклонения размеров проема устраните рихтовкой.
* Замену стекол двери задка и боковин выполняют аналогично.
Приклейка к ветровому стеклу пластины внутреннего зеркала заднего вида
* При установке нового ветрового стекла предварительно приклейте пластину крепления зеркала заднего вида. Для обеспечения надежной приклейки рекомендуется работы выполнять на станции технического обслуживания автомобилей.
* Очистите лезвием или острозаточенным ножом стекло от старого клея в месте приклейки пластины. Пластина должна располагаться по оси автомобиля, низ ее должен быть на расстоянии 105 мм от верхней кромки стекла. Обезжирьте место приклейки этиловым или изопропиловым спиртом. Нанесите на стекло на место приклейки активатор, а на поверхность пластины 1 — 2 капли клея и прижмите на 1 —1,5 мин пластину к стеклу. Через 24 ч после набора прочности клеевого соединения поставьте на место зеркало заднего вида.
* При контроле прочности приклейки пластина не должна отрываться под действием нагрузки 30 кг, приложенной перпендикулярно поверхности стекла в течение 15с.
РЕМОНТ НАВЕСНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУЗОВА
Снятие и установка передней двери
* Откройте дверь до упора, выкрутите винты крепления проушины ограничителя открывания двери к передней стойке и болты крепления петель (помощник должен поддерживать дверь). Снимите дверь.
* Установку выполняют в обратном порядке. Перед окончательным затягиванием болтов петель проверьте и отрегулируйте за счет увеличенных отверстий в петлях равномерность зазоров между дверью и кузовом.
Разборка и сборка передней двери
* Снимите обивку передней двери, ручку регулирования наружного зеркала заднего вида, внутреннюю облицовку и, вывернув винты крепления, снимите зеркало. Снимите с двери уплотнители спускного стекла, удалите через отверстия внутренней панели защитные фартуки. Выкрутите винты крепления и снимите вниз направляющие желобки опускаемого стекла. Затем выкрутите винты крепления опускаемого стекла, открутите гайки крепления стеклоподъемника, снимите стеклоподъемник и выньте через верх опускаемое стекло.
* Отсоедините от замка двери тяги выключателя замка, наружной и внутренней ручек двери. Отверните гайки крепления и снимите наружную ручку двери. Выкрутите винты и снимите замок двери. Выньте внутреннюю ручку двери в сборе с кронштейном, выкрутив предварительно винты крепления. При необходимости выкрутите винты крепления и снимите ограничитель открывания двери.
* Сборку двери выполняйте в обратной последовательности.
Регулировка замка передней двери
* Перед регулировкой очертите контуры фиксатора замка на стойке кузова. Если дверь закрывается слишком туго, ослабьте винты крепления фиксатора, сместите его наружу и затяните винты. Если дверь закрывается слабо, фиксатор сместите внутрь. При этом не должно быть западания или выступания двери относительно кузова. Если дверь при закрывании приподнимается (провисание в открытом положении), фиксатор опускают.
Снятие и установка двери задка
* Снимите щетку и отсоедините электрические провода, откройте дверь до отказа, выверните пальцы упоров из резьбовых отверстий и снимите упоры (при этом помощник должен поддерживать дверь). Выкрутите болты крепления подвижных звеньев петель и снимите дверь. При необходимости снимите обивку двери, замок и стеклоочиститель.
* Установку двери выполняют в обратном порядке. При необходимости регулировки двери в проеме кузова ослабьте гайки крепления неподвижных звеньев петель и за счет увеличенных отверстий в кузове отрегулируйте зазоры по периметру двери. По окончании регулировки закрутите гайки.
* Если дверь задка закрывается слишком туго, ослабьте крепление фиксатора замка и за счет увеличенных отверстий в фиксаторе сместите его в нужном направлении. Перед регулировкой рекомендуется очерчивать контуры фиксатора. По окончании регулировки закрутите болты крепления.
Снятие и установка капота
* Отсоедините трубку омывателя ветрового втекла от тройника на капоте и электрические провода от подкапотной лампы. Выньте электрические провода из капота. Придерживая капот, выкрутите четыре болта крепления петель к капоту и снимите его с кузова.
* При установке капота перед окончательным затягиванием болтов крепления отрегулируйте его положение так, чтобы он располагался в проеме кузова с одинаковыми зазорами с крыльями. Если за счет увеличенных отверстий в капоте под болты крепления не удается найти нужное положение, положение капота в проеме регулируют изгибанием петель. В случаях ненадежного запирания капота замком ослабьте контргайку крепления штыря и, смещая штырь за счет увеличенного отверстия в капоте, добейтесь его соосности с гнездом замка. Для обеспечения надежной блокировки штыря пружиной, а также ликвидации выступания или западания лицевой поверхности капота, вращая штырь, найдите нужное его положение. По окончании регулировки закрутите контргайку штыря.
Снятие и установка бамперов
* Для снятия переднего бампера выкрутите винты крепления к боковым кронштейнам и открутите через отверстия снизу бампера два болта крепления к кронштейнам. Аналогично снимается и задний бампер.
* Установку выполняют в обратном порядке.
Снятие и установка облицовки радиатора
* Выкрутите самонарезающие винты: два винта на концах облицовки по нижним кромкам, пять спереди автомобиля и восемь сверху. Снимите облицовку в сборе с решеткой радиатора и пружинные скобы. При необходимости отсоедините решетку радиатора, отжав крючки, входящие в отверстия облицовки. Отверните гайки крепления и отсоедините усилитель облицовки радиатора.
* Сборку выполняйте в обратном порядке.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ КУЗОВА
* Прежде чем начать обработку кузова, необходимо определить состояние его лакокрасочного покрытия.
Наряду с установлением уровня повреждений кузова (царапины различной глубины, сколы краски от дорожного щебня и т.д.) нужно определить состояние защитного слоя. Для этого достаточно смочить небольшие части кузова и взглянуть на форму водяного пятна. Если на кузове остались маленькие капли — значит он достаточно защищен. Дальнейшая обработка кузова не обязательна, если он не поврежден крупными царапинами.
* Если на кузове остались большие пятна воды, он лишен защитного покрытия.
* Не случайно выпускается и продается большое количество разнообразных полировочных средств. Полировка — очень важное звено в цепи мероприятий «по продлению жизни» автомобиля. Специалисты классифицируют ее как создание ровной гладкой поверхности различными способами.
* Автомобиль блестит после полировки, но это только эстетическая сторона вопроса. Главное состоит в том, что полировочные составы преграждают путь влаге и вредным примесям, а значит, верно служат кузову. Просто нанести на высушенный кузов полировальный состав — этого еще мало. Восковые пленки (полировочные составы делают, как правило, на основе воска) почти всегда матовые. Чтобы автомобиль заиграл, заблестел под лучами солнца, нужно хорошо поработать, располи-ровать нанесенный состав. Механика этого процесса такова: располировывая мягкой тканью (лучше всего фланелью), мы как бы втираем состав в поры и микротрещины, одновременно разглаживая поверхностную пленку. Образующееся при растирании тепло оплавляет поверхность, а входящие в состав полиролей абразивные частицы выравнивают имеющиеся неровности. Таким образом, на поверхности кузова создается защитный слой, который служит надежным препятствием для проникновения кислорода, воды, ультрафиолетовых лучей, моющих растворов и пр. Этот защитный слой служит также своеобразным регулятором температурных перепадов. Если кузов регулярно мыть и полировать, автомобиль «отблагодарит» вас сторицей. Во-первых, кузов сохраняется дольше и это экономически выгодно. Во-вторых, улучшаются аэродинамические качества автомобиля за счет уменьшения трения, а следовательно, снижается расход топлива. В-третьих, грязь и вода, не имея сцепления с поверхностью, скатываются, и автомобиль меньше загрязняется. Это лишь часть преимуществ полирования, список их можно продолжить.
* Полировальные препараты подразделяются на полироли «для новых покрытий», «обветренных покрытий» и «старых покрытий» Комментарии здесь излишни, однако существуют некоторые отличия. Новые покрытия гладкие, блестящие, без царапин и микротрещин, поэтому роль покрытия заключается в создании прочной защитной пленки. Она, как правило, выдерживает несколько (пять-шесть) моек, хорошо отталкивает воду, обеспечивая хорошие условия, чтобы состояние лакокрасочного покрытия не нарушалось. Проходит время, и вы замечаете, что никакие усилия, приложенные при полировке, не обеспечивают прежнего блеска. Создается впечатление, что у кузова выработался иммунитет к «Полироли для новых покрытий». Обычно такое состояние наступает после 2—3 лет. Коррективы могут внести условия эксплуатации и хранения.
* Отсутствие былого блеска — не что иное, как результат окисления и начавшегося разрушения поверхностного слоя краски. В составе полироля нет абразивных частиц, и образовавшуюся «поволоку» с поверхности кузова сложно удалить. «Полироли для обветренных покрытий», помимо всех необходимых компонентов для обеспечения защитной пленки, имеют и мягкий абразив, который является основным чистильщиком. Обработав кузов этим составом, добившись основной цели — удаления окисленного слоя, можно использовать снова «Полироль для новых покрытий», чтобы зафиксировать сделанное.
* Смотришь иногда и видишь: автомобиль древний, а блестит, словно только что окрашен. Это результат регулярных манипуляций полиролями для старых и новых покрытий. Поверхностный слой краски за долгие годы разрушился, образовались трещины, но упорный и разумный труд сделал свое дело. Обычно такие поверхности полируют в несколько приемов. Верхний разрушившийся слой снимает «Полироль для старых покрытий», в состав которого входят твердые абразивные композиции, например электрокорунд-каолин. Этот абразив выполняет черновую работу, помогает ему входящий в состав полироля растворитель. Следует напомнить, что надежной защитной пленки этот полироль не обеспечивает, поэтому в обязательном порядке поверхность обрабатывают консервирующими составами, применяемыми для новых покрытий.
* Химическая промышленность за последние годы разработала огромное количество препаратов для улучшения состояния поблекших и выцветших кузовов. Лучшим средством для этого является полировка с помощью SONAX Polish Wax. Этот продукт, предназначенный для обработки кузовов различного цвета, в том числе типа «ме-таллик», в 1992 г. был признан лучшим среди 11 аналогичных продуктов других фирм. Он содержит микроскопические абразивные элементы, которые посредством своих шлифующих свойств обеспечивают поблекшему кузову первоначальный блеск. Высокое качество воска Camauda, используемого в нем, обеспечивает надежную защиту кузова на долгое время.
* Мелкие царапины типичны для автомобиля, подвергшегося значительному влиянию окружающей среды без достаточной защиты, или автомобиля, который моют кое-как. Подобного рода царапины можно удалить с помощью того же средства.
* Нередко на улицах городов можно встретить автомобили, кузов которых находится в весьма запущенном состоянии. Вернуть ему свежесть поможет препарат SONAX Lack Reiniger. Этот препарат не применяется для покрытия типа «металлик». Он содержит большое количество эффективных абразивов, которые благодаря своим полирующим свойствам удаляют моющиеся дефекты покрытия. Затем кузов необходимо защитить, обработав препаратом SONAX Auto Hart Wax.
* Выполняя полировку кузова автомобиля, следует помнить основное: необходимо получить нелипкую, блестящую защитную пленку. Это не удастся, если кузов плохо вымыт. Ее трудно получить, если состав нанесен толстым слоем, пересушен или недосушен. В инструкции на препарат оговорены условия нанесения и распо-лировки. Следуя ей, вы получите поверхность, на которой не будет разводов, следов от прикосновения, к ней не прилипнет пыль.
* Итак, для сохранения лакокрасочного покрытия кузова и содержания его в хорошем состоянии длительное время необходимо подбирать полирующие средства, соответствующие состоянию покрытия. При этом необходимо соблюдать рекомендации по их применению. В первые 2—3 месяца эксплуатации автомобиля покрытие кузова моют только холодной водой. Для полировки нового покрытия (до 3 лет) используют безабразивные полирующие средства для новых покрытий. При эксплуатации автомобиля на 4-м и 5-м годах используют автополироли для обветренных покрытий, имеющие в своем составе небольшое количество абразивных веществ. После 5 лет интенсивной эксплуатации применяйте автополироли для старых покрытий.
* Во избежание высыхания полироля кузов полируют небольшими участками вручную чистой фланелью. Для устранения мелких дефектов лакокрасочного покрытия могут быть использованы полировочные пасты. Полируют вручную и механически фланелевыми или цигейковыми кругами.
* Перед употреблением пасту перемешивают. При загустении разбавляют водой. После полировки протрите поверхность чистой фланелью.
Перекраска кузова синтетической эмалью
* Вымойте кузов водой, затем шпателем или щеткой снимите старое отслоившееся покрытие с дефектных участков. Проведите мокрое шлифование окрашиваемых поверхностей. При небольшой толщине покрытия, не имеющего механических повреждений, шлифуйте поверхность до эпоксидного грунта заводской окраски. При значительной коррозии зачистите покрытие до металла. Также поступают, если поверхность была раньше окрашена нитроэмалью.
* Вымойте кузов водой, обдуйте сжатым воздухом и высушите. Затем обезжирьте окрашиваемые поверхности и промажьте уплотнительной мастикой сварные швы и стыки замененных деталей. Удалите излишки мастики ветошью, смоченной уайт-спиритом. Поверхности, не подлежащие окраске, изолируйте плотной бумагой и липкой лентой.
* На участки поверхности, зачищенные до металла, нанесите краскораспылителем грунт и дайте выдержку 5 мин. При необходимости разбавьте грунт ксилолом. Затем краскораспылителем нанесите эпоксидный грунт и высушите кузов при 90 °С в течение 60 мин.
* После охлаждения кузова, проведите мокрое шлифование, вымойте его водой, обдуйте сжатым воздухом и высушите. Неровные места при необходимости зашпат-люйте (шпатлевка толщиной не более 0,3 мм). Высушите кузов в течение 30 мин при 18—20 °С. Снова отшлифуйте зашпатлеванные поверхности, вымойте кузов, продуйте сжатым воздухом и высушите. Изолируйте неокрашиваемые поверхности кузова плотной бумагой, клейкой лентой и установите его в окрасочную камеру.
* Обезжирьте окрашиваемые поверхности уайт-спиритом. Откройте двери, капот, дверь задка и нанесите краскораспылителем два слоя эмали с промежуточной выдержкой 7—10 мин на внутренние окрашиваемые поверхности салона, дверных проемов, торцовых поверхностей дверей, моторного отсека и багажного отделения. Нанесите три слоя эмали на наружные поверхности кузова с промежуточной выдержкой 7—10 мин. Сушите покрытие при 90 °С в течение 1 ч и охлаждайте в естественных условиях.
* Если необходимо снимать старое комплексное покрытие, используйте смывку. Затем щеткой или шпателем удалите размягченное покрытие, протрите поверхность уайт-спиритом для снятия остатков смывки, обильно промойте водой и высушите кузов.
Окраска отдельных деталей
* После замены отдельных деталей (крыльев, дверей и т. д.), а также после рихтовочных работ на деформированных деталях выполните окраску всей наружной поверхности детали. Перед окраской установленные вновь детали слегка отшлифуйте, после чего нанесите на всю поверхность эпоксидный грунт. Подготовку под окраску и окраску эмалью выполните по технологии перекраски кузова.
ПРОТИВОКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА
* Коррозии больше всего подвергаются несущие пустотелые (скрытые) полости кузова, днище, нижние части дверей, стоек, а также соединения деталей кузова, в том числе места точечной сварки. В связи с этим в процессе эксплуатации автомобиля требуется дополнительная защита скрытых полостей кузова нанесением специальных противокоррозионных составов, а соединений деталей — нанесением уплотнительных мастик.
* Последовательность выполнения работ следующая: